21 окт. 2014 г.

Если ребенок боится. Продолжение.

В предыдущей статье мы говорили о страхах. Что бывает причиной возникновения страхов и какие они бывают у детей в каком возрасте. Также мы кратко навели методы работы с этими не всегда приятными переживаниями у детей.
В этой статье, мы продолжим рассказывать, как работать над страхами у детей, если такие уж возникли.

Первым делом, научитесь отражать чувства ребенка в разговоре с ним и говорить о своих переживаниях: «Ты боишься оставаться один в комнате, потому что думаешь, что кто-то сидит у тебя под кроватью? Я люблю тебя, и тоже переживаю как ты».
Отражая чувства ребенка, мы сами начинаем его понимать более глубоко. Дите видит Ваше участие, Вашу искренность и понимание, он благодарен за это и тогда будет готов открыться и довериться.  Кроме того, ребенок не всегда понимает свои переживания и не может их озвучить, то есть, материализовать – Вы сделаете это за него и уже дитю будет легче.
Потом, проиграйте эти переживания страха - создайте образ страха.
1.       Данная эмоция сопровождается мышечными зажимами, и поэтому  начните с психотехник на их снятие.
Психотехники
«Зайка боится» (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Листья зашелестели, тучки набежали, зайка испугался – притаился, сжался в комок (задержать дыхание). Ветер стих, солнце вышло из-за тучки. Успокоился зайка - расслабиться - отдыхает на солнышке (на выдохе).    
 «Паук» (на напряжение и расслабление мышц рук)
На руку сел небольшой паук  (на вдохе). Расставив пальцы, напрячь кисть руки (задержка дыхания). Паучок уползает, постепенно расслабить пальцы (на выдохе). Стряхивать ощущение присутствия паука с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Каждое упражнение повторить 2-3 раза.
Можно придумывать подобные упражнения, соответственно самому страху ребенка, это уже второй этап в его проработке.
2.         Придумайте игру (это может быть и сказка, и рисунок) по теме страха, и проиграйте ее.
Например, «Зайка в темноте». Зайка бегал по полю, кувыркался и скакал, и заигравшись, не заметил, как стемнело. Зайке стало страшно, одиноко. Он захотел спрятаться, а в поле ни кустика, ни деревца. Он прижался к земле, и замер. Посидел он так, посидел, вспомнил, что мама волноваться будет, и заплакал.  Пока Зайка горевал, вышел месяц и стало виднее. «Что горевать? Надо к маме бежать, как она там? Беспокоится?» . И он пустился во всю прыть к своему дому. А дома и тепло, и хорошо, и мама ласковая. Да и бояться Зая наш перестал, все равно, после темноты – светло будет.
ВНИМАНИЕ!!! Сочинять сказку или придумывать игру лучше совместно с ребенком, он проецирует свои переживания в образе персонажа, становится активным участником приключения и преодолевает свои страхи, пережив их.
Если ребенок боится отпускать маму, поиграйте в «Расставание и радостную встречу»: прощаясь делаете 5 шагов в разные стороны, а потом сходитесь, радуясь встрече.
Если малыш боится темноты – играйте в темноте в «Шпионов», «Мышек  в норке», в «Крота» - найти в темноте определенные предметы.  Используйте фонарик, детские  палатки,  это придаст интерес игре.
Если имеете дело с боязнью сказочного персонажа – пусть ребенок в него «перевоплотится», сыграет его манеры, речь.
Окончив игру, обязательно закрепите положительные эмоции ребенка: «Тебе понравилось? Как было?». Как говорят в НЛП «заякорите положительную эмоцию» - когда ребенок в состоянии уверенности и спокойствия после игры или в приподнятом настроении, обнимите его, или пожмите за руку «Хорошо то как!», что б он почувствовал Вашу поддержку и запомнил это состояние. Делайте так каждый раз, когда играете, когда ребенок находится в хорошем настроении. И он так привыкнет – что б было ХОРОШО!!! 

Больше сказок Вы найдете в книге Заряны и Нины Некрасовых "Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности"

Комментариев нет:

Отправить комментарий