18 нояб. 2016 г.

"Сделайте с ним что-нибудь. Он неуравляемый!"

С таким запросом часто обращаются родители гиперактивных, девиантных деток. Тоесть те родители, которые недовольны поведением, отношением к учебному процессу своего ребёнка. Хорошо, что обращаются. За это им огромное спасибо, что переживают за душу своего ребёнка.
Некоторые родители говорят ещё: "Я понимаю, что что-то делаю не так, но что - не знаю" - тоже неплохо, когда понимают, что причина то не только в ребёнке. Тогда работаем сразу и на полную совместно и с ребёнком и с семьёй - идеальный вариант. Зачастую, приходится в этом варианте прорабатывать ту же тревогу родителей "Я что-то делаю не так".
Но бывает и так, что во всём, по мнению родителей, виноват ребёнок. Вот "они ему всё, а он вот так с ними". Это другая совсем ситуация.

Более детально рассмотрим.
Что делать, если Вас не устраивает поведение ребёнка
Что делать, когда Вы чувствуете, что "сами что-то не так делаете"
Что делать, когда "во всём виноват ребёнок"
Что делать, если Вас не устраивает поведение ребёнка
Если Вас посетила мысль о "неправильном" поведении Вашего ребёнка, первое, что Вы должны сделать, это определить: а как должно быть, какого поведения в идеале Вы ожидаете от ребёнка. Пропишите это себе и обсудите с ребёнком. Может он с чем-то не согласен или чего-то просто не знал (мало когда дети чётко понимают, чего от них ожидают родители).
Затем отследите свои чувства: Вас не устраивает поведение ребёнка (Вам стыдно, неловко перед другими людьми: знакомыми, родными, воспитателями детского сада и учителями в школе, Вам звонят и достают Вас) или это Вас беспокоит (Вы задумываетесь о том, что чувствует ребёнок, поступая так).
Если ситуация с поведением ребёнка просто Вас не устраивает - это поверхностное отношение к ребёнку. Да, такое бывает, и это нормальная ситуация для нормальных людей, плохого здесь ничего нет. Так просто бывает. В этом случае:
- Вы или просто изменяете своё отношение к происходящему: перестаёте чувствовать неловкость, не реагируете на звонки со школы, и Вам становится легче, но, при этом, сама ситуация у ребёнка, скорее, останется той же (за исключением того, что он перестанет ощущать свою вину перед Вами, если вообще она у него была). Но бывает и так, что всё его поведение и было направлено на ваши неловкие чувства. И когда их нет, то и поведение меняется само по себе. Это в случае, если цель поведения - обратить внимание родителей на себя, отплатить им за что-то.
- Вы ведёте ребёнка к психологу, который работает только с ребёнком, и это может дать какие-то плоды, иногда очень хорошие для ребёнка.
- Вы пытаетесь понять ребёнка и причины его поведения, и это работа над собой, работа вместе с ребёнком. Результат придёт раньше и Вы станете для дитя ближе.

Если Вас беспокоят чувства ребёнка, то Вы пытаетесь понять его поведение. И Вы приходите к психологу с конкретным уже запросом: "Почему мой ребёнок так себя ведёт?" Психолог смотрит анамнез жизни ребёнка, находит ключевой момент, когда произошёл "сбой в системе поведения", и дальше уже работает и с ребёнком, и с родителями (с последними или прямо или косвенно).

Что делать, когда Вы чувствуете, что "сами что-то не так делаете"
Первым делом, освободитесь от чувства вины за то, "что Вы что-то делаете не так". На самом деле "как делать" не знает никто. Каждый человек уникален, автономен, и любое взаимодействие, даже родителей с детьми - это опыт и практика общения, познание двух разных миров. Это нужно понимать.
Мы просто постоянно учимся  взаимодействовать (и в каждом возрасте по-своему), влиять друг на друга, дети испытывают нас, испытывают свою мощь, свои границы и нашу силу, а мы балансируем между системами ТАБУ и МОЖНО. Это нормально. Если Вы попадаете к мудрому (а не всезнающему) и профессиональному психологу, педагогу (сейчас есть даже такая специальность - эксперт по работе с детьми - видела в нете), то он подскажет, на что стоит обратить внимание: на организацию режима дня ребёнка (важно иногда прописывать весь день почасово с распределением занятий дитя, чтобы он мог сам организовать себя) или на его организацию самостоятельности, ответственности (часто списки дел, обязанностей - это большая и необходимая помощь самому ребёнку), на свои реакции в отношении поведения ребёнка (иногда мы раздражаемся, а ребёнок нас ещё больше испытывает, а стояло только устоять эмоционально, как ребёнок успокаивается) или на стиль общения с ребёнком в целом.

Что делать, когда "во всём виноват ребёнок"
Тут посложнее... Каким-то чудом нужно понять, что ничего из ничего не происходит и не пояляется. Всё в нашей жизни причинно-обусловлено, причастны мы к этому или нет, как нам кажется, но ребёнок даёт на что-то реакцию. Не такую, которую Вы ждёте, но такую, как умеет он. Просто по другому он не научился и ему нужно помочь пережить этот опыт, научиться справляться с разными ситуациями, найти себя или отстоять себя достойно и приемлемо. И в этом вопросе простые беседы и объяснения вряд ли помогут. Но, есть один рецепт - это принятие и любовь. Они хорошие помощники) А если их подкрепить  целенаправленной работой, то всё будет ок.

Итак, кратко выводы "Если поведение ребёнка "не такое":
1. Пропишите, каким оно должно быть и обсудите это с ребёнком.
2. Поймите для себя, это "нетакое поведение" Вам неудобно или оно Вас беспокоит.
3. Соответственно, наметьте для себя варианты выхода из сложившейся ситуации. Это некий урок, который даётся нам как родителям.
4. Примите ребёнка полностью как самое дорогое сокровище
Ваше и помогите ему справиться.

Наши дети, это наше всё) Помните, каким бы поведение сейчас у вашего крохи (или уже не совсем крохи) не было, это пройдёт... пройдёт и детство, останутся только воспомининия и отношения. Какими они будут у Вашего уже взрослого человека?





9 комментариев:

  1. Здравствуйте! Вы затронули очень важную тему! Действительно, так важно помочь и ребенку, и родителю. Бывает, что поведение ребенка является прямым следствием его неврологического статуса, поэтому очень важно обратиться к специалисту - врачу неврологу и только вместе с неврологом, психологом и семьей можно помочь ребенку ,семье в целом. Иногда нужно просто принять ребенка - дать время для созревания определенных участков мозга, отвечающих за произвольность. Иногда бывает так, что всю начальную школу ребенок будет таким - активным, подвижным и ничего с этим не сделаешь - такая физиология. Тут нужно найти своего педагога и обсудить особенности ребенка, посадить его за первую парту и т.д. Важен спорт: прежде всего плавание и коньки.
    Спасибо за интересную статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Алёна, за понимание и чёткие дополнения и о неврологическом статусе, и о совместной работе специалистов.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна за отзыв. Пусть будет в помощь.

      Удалить
  3. Спасибо за полезный материал. Интересно прочитать. Отметила для себя некоторые моменты)

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересный и актуальный пост получился, позволивший рассмотреть разные позиции родителей. К сожалению бывает и такое, что у двоих родителей абсолютно разный взгляд на происходящее с ребенком и это гораздо осложняет работу. Тут важно постараться донести до родителей всю суть вопроса, во избежание возникновения более сугубой ситуации. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Юля. Да, разный взгляд на происходящее с ребёнком и это уже сложная сама по себе трудная ситуация) при том и для родителей, и для ребёнка. Первые сорятся, а ребёнок манипулирует. Как раз в следующем посте расскажу несколько упражнений для таких случаев)

      Удалить
  5. Марина, спасибо большое за статью! Очень верные выводы и советы. Знаю на собственном опыте)))) интересно попробовать новый прием - записывать. Это помогает самой разобраться в ситуации и выявить свои ошибки. :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Женя, за отзыв. Пусть будет в пору и в помощь)

      Удалить